spjasshka

Categories:

Гороховец

Лучше не бывает, как съездить туда, куда советует множество людей. По количеству советов этот город в моей жизни может тягаться разве что с Псковом. И таки да - Гороховец полностью оправдал ожидания. Огромное спасибо за советы тем, кто советовал! (а я знаю, вы это читаете)

Как и все подобные посты, здесь нет ничего, кроме последствий ментальной интоксикации автора, то есть личного мнения, разделенного на несколько частей. По существу, если и будет написано, то точно потом, в следующих постах.

1. Доезд туда

01. Станция Гороховец и электричка Гороховец - Нижний Новгород (6 вагонов)

Решил немного изменить традиционный порядок частей, так как для города с населением 13 000 человек (это даже не половина среднего московского района) разделение на районы не очень актуально. В общем, Гороховец - это типичный "город на трассе", в котором была половина России, но дальше вокзала/автостанции выходили единицы. Доехать до Гороховца можно на электричке от Нижнего Новгорода или на двух электричках от Москвы (с пересадкой во Владимире).

Первоначально мы рассматривали именно этот вариант - на двух электричках. Автобус, хоть он и гораздо удобнее (потом расскажу, почему), был исключен по причине того, что он не электрический и не на рельсах. Чистое время хода составляет максимум часов пять, но электрички "состыкованы" так, что в итоге меньше, чем в десять часов не отделаешься: а прогулки по Владимиру и Вязникам в наши планы не входили.

02. Вид с пешеходного моста. В тупике электричка Владимир - Гороховец (4 вагона).

Пришлось поехать на поезде. На станции Гороховец останавливаются исключительно Ласточки. Даже укаждостолбные почтово-багажные поезда 90Х со свистом проходят мимо (кроме одного, 973/974). Забегая вперед, скажу, что времени между утренней и вечерней Ласточкой как раз хватило на осмотр города, но сначала мы долго думали над вариантом поезд+электричка. В принципе, есть волны с пересадкой по Ильину, Дзержинску и так далее (на электричку НиНо-Гороховец), но их единственный плюс - это возможность приехать чуть раньше. Цена и время в пути вырастают сильно даже по сравнению с двумя электричками.

03. Дорога от станции в город.

От вокзала до города ехать около десяти километров (причина, почему автобус из Москвы удобнее). Так как поиск не дал какой-либо внятной информации о наличии автобусного сообщения города со станцией, то было решено взять с собой велосипед. Как оказалось впоследствии - там все-таки ходят маршрутки. Точное их расписание я сумел найти только при написании этого поста на сайте горадминистрации. На остановках никакой информации об автобусах, естественно, нет.

Тем не менее, велосипед пригодился, ускорив наше передвижение по городу. Как следствие, мы успели все осмотреть до обратного поезда, а пешком точно не дошли бы до некоторых мест.

2. Местоположение и генплан

Город, как уже говорилось, имеет население 13 000 человек - это около тридцати домов подобных тому, в каком я живу (II-18/12). Своим фасадом город выходит на Клязьму, а окраинами достигает Горьковского шоссе. Рельеф его очень холмистый, сетка улиц нерегулярная, поэтому городская ткань группируется вокруг нескольких ярко выраженных центров, создавая районы (ну или райончики, если учитывать размер).

Центральная часть города имеет три тесно связанных центра: монастырь на холме, город внизу под ним и заречье на противоположной стороне реки. Все это очень близко и составляет единую неразделимую композицию, вполне способную служить наглядным аналогом Троицы: вроде бы несколько, но явно что-то одно - центральная часть города.

04. Вид с заречья на центр города и монастырь.

С востока и запада примыкают более новые районы: частный сектор, отличающийся от исторического более регулярной сеткой улиц, немножко сталинской застройки и пара новых микрорайонов (по одному с каждой стороны). Западный центр выражен более явно - это стадион, колледж, гостиница. Восточный центр - самый размытый и невыраженный, во многом из-за крайне странной микрорайонной застройки, о которой позднее. 

В глубине города притаился еще один центр - это Администрация с площадью перед ней. Непосредственно вдоль Горьковского шоссе идет типичный торговый стрип, слабо относящийся к городу, хотя и входящий в пятно застройки.

05. Гороховецкий перекресток: куча грузовиков, историческое здание, привлекающее трафик - чуждые городу земли, хотя формально и относящиеся к нему.

3. Транспорт

Городской общественный транспорт представлен маршрутками, на удивление приличными. Стоимость проезда по городу - 15 рублей, за городом она увеличивается. Все автобусы ходят строго по расписанию (не вывешенному, правда, на остановке), в них выдают билеты. Подвижной состав - ПАЗики и Луидор-ГАЗели с распашной дверью. Очень интересно наличие весьма приличной инфраструктуры: все остановки в городе оборудованы новыми павильонами, содержащимися в чистоте и порядке. За городом, даже если павильона нет, все равно имеется хотя бы знак и площадка для посадки/высадки.

06. Вот такие вот остановки по всему городу

Но все-таки самый популярный способ передвижения - пешком. Велосипед на крутых горках не очень хорош (в чем мы неоднократно убедились на себе). Кстати, эту проблему остроумно решили в Ялте - там невероятно много мопедов, мотоциклов и прочего двухколесного транспорта с мотором. Но здесь такого нету.

Автомобилей в городе мало, денег тоже, поэтому всяческие ТСОДД обошли счастливых жителей стороной. Единственное место, где муниципалитет решил поиграть в машинки - это площадь перед Администрацией.

07. Администрация: белый дом, голубые ели, Ленин, асфальтовое поле - все, что должно быть в каждом уважающем себя городе

Прямо как площадка перед школой или детским садом - нанесли разметочку, установили дорожные знаки на столбиках, совсем как настоящие. Пешеходные переходы, для большей правдоподобности нанесли максимально неудобно. Получился взаправду круговой перекресток, как в жизни. Стоит ли говорить, что и машины, и пешеходы игнорируют разметку и знаки, так как редко когда на перекрестке находится больше одного человека (в машине или без, не важно).

08. Пересечение Гоголя, братьев Бесединых, Мира и 3ей Пятилетки: справа видно сталинское здание, слева - гостиница колледжа. Заборчики - это перила мостика через реку.

На фото выше - типичная основная улица в городе. Просто хороший асфальт достаточной ширины, тротуары, отделенные от проезжей части полоской газона и деревьями. Второстепенные улицы покрыты гравием или травой - понятие о том, как они выглядят, можно составить в любой деревне. Раздолбанных дорог, кстати, здесь я не встречал - тоже очень интересно.

4. Архитектура и образ города

Очень важный момент в восприятии города - это выход с вокзала. Чем встретит город? Что он покажет в первую очередь? Архитекторы и градостроители прекрасно знают такую особенность человеческого восприятия и поэтому относятся к привокзальным площадям — "воротам города" с особым вниманием.

Ворота Гороховца - это не помпезные привокзальные сооружения, и не убогая торгово-маршруточная площадь. И даже не тихая провинциальная полянка, окруженная малоэтажными деревянными домами. Гороховец встретил нас полем!

09. Вид на Клязьму по пути со станции в город.

Большая часть поездки в город прошла по восхитительному сельскому ландшафту. Красивейшие перелески, поля, ухоженные деревни сменялись на нашем пути. Была даже речка — Яндекс показал нам "смотровую площадку", но по факту это был пляж, где можно немного отдохнуть в тени, съехав с дороги чуть в сторону.

Из неприятного - возле Горьковского шоссе нужно было проехать полосу придорожной застройки: заправки и магазины для дальнобойщиков, гаражи, промышленные здания и автосервисы - после природного окружения они казались особенно противными. Кульминацией стал перекресток с Горьковкой - шумный, пыльный, обнесенный заборами. Воспринимать его нормально можно только из окна машины, при чем, проезжающей вдоль трассы, а не пересекающей ее (для таких создана своя особая полоса препятствий).

10. Здесь все говорит, что пешеходам в этом месте не рады.

К счастью, вскоре мы въехали в нормальный город. Тут нас ждал второй сюрприз: оказывается мы, сами того не зная, попали прямо на день города! И угадали не только с днем, но и со временем начала городских праздненств, подъехав точно к началу речи Василия Валентиновича:

11. Речь градоначальника. Площадь Патоличева.

Я как москвич крайне скептически отношусь ко всяческим праздникам, тем более - ко дню города. Как и многие другие люди, я считаю, что все это распил и зрелиша для понаехавших. Совсем другое дело в Гороховце: на площади собралась весомая доля населения города. Выступали знакомые всем коллективы (собственно, все, которые есть в городе), в толпе не так сложно было найти соседа, коллегу или приятеля.

Ради такого дня в город приехали развлечения: сахарная вата, паровозик-трактор, батут, тир и т.п. В Москве это кажется привычным, а в Гороховец такая роскошь заезжает, наверное, раз в год: вот уже праздник и воспринимается совершенно по-другому.

12. И тоже развлечение: подъем и спуск на люльках. Горнолыжный курорт "Пужалова гора" пытается хоть как-то окупиться за лето.

Внутри Гороховец радикально отличается от городов с регулярной планировкой, в которых я до сих пор бывал. Если вспомнить классификацию Линча, то здесь на первый план выходят не пути и границы, а центры и закрепляющие их ориентиры. Видные отовсюду, образующие единый ансамбль, они не дают городу стать аморфным скопищем домов, держат его.

13. Вид с Никольского монастыря на центр города и заречье

Собственно, исторический центр имеет три подцентра, закрепленных тремя ориентирами: это Троице-никольский монастырь на горе, город (под горой на берегу) и Знаменская церковь на другом берегу реки. С каждого из этих центров просматриваются два других. Типология тоже выбрана не случайно: как три взаимопересекающихся кружка на известной диаграмме, они взаимодействуют друг с другом в обширном наборе комбинаций, каждый раз разных, имеющих отдельное значение и создающих особый образ.

Есть в городе и "рядовые" исторические постройки. В основном, это XVI-XVII век: это время я не очень люблю, но вместе архитектура прекрасно дополняет образ города, служит фоном для трех его доминант. Остальная застройка не менее гармонична: кажется, что она была здесь всегда, а этого очень трудно достичь.

14. В этом снимке весь Гороховец: непонятные памятники посередине малоэтажной застройки, поросшие травой переулки, а надо всем этим - Никольский монастырь...

Отдельно нужно упомянуть про один из микрорайонов города: пятиэтажные дома из силикатного кирпича широко разбросаны посередине чистого поля. Я не преувеличиваю - за порогом домов абсолютно ничего нет! Какой-то намек на благоустройство создают только параллельные линии бордюра, который изредка пересекает грунтовая дорога - подъезд к дому.

Перед подъездами возникает прекрасное стихийное зонирование территории. Вытоптанная площадка побольше - это парковка. Рядом, поменьше - детская площадка, клуб пенсионеров и распивочная. Уличная мебель - самая разнообразная, зависит от богатства подручных материалов и фантазии жильцов. Все это великолепие занимает полосу шириной метров в тридцать возле дома, а дальше простирается бескрайнее поле злаков выше человеческого роста, прорезанное изредка колеями - до следующего дома.

15. Утепление и отвага! Соседние дома микрорайона не влезли в кадр справа.

На фоне плотного и очень рационально устроенного частного сектора микрорайон выглядит живой иллюстрацией к урбанистическому тезису о том, что каждое пространство должно быть функционально оправдано и иметь четкую принадлежность кому-либо (не кадастровую, а ментальную, конечно). За вышеупомянутой тридцатиметровой полоской утоптанной земли как раз идет "ничейная" территория.

16. Пожалуйста, типичный переулок Гороховца. Выглядит диковато, но здесь каждый клочок земли имеет свою функцию.

Гороховец, конечно же, очень туристический город. Этому способствуют и памятники архитектуры, и живописная природа, река, горнолыжный курорт. Обычно я стараюсь не ездить в "туристические" города. В Питер, например, меня и батоном булкой не заманишь - именно по этой причине. Гороховец, на мой взгляд, достиг рационального предела приспособления под туристические нужды. Если сделать хоть чуточку больше, то город уже начнет терять идентичность.

Кстати, у города есть четкие границы пятна застройки. Особенно это проявляется в заречье, где на многие километры простирается совершенно незаселенные глухие болота и леса. По "правильную" сторону Клязьмы все гораздо спокойнее - и, например, с Лысой горы можно увидеть окружающую Гороховец прекрасную природу.

17. Понтонный мост на другой берег Клязьмы. За исключением Знаменского монастыря там вообще ничего нет очень и очень далеко.

В общем, теперь буду советовать город и своим друзьям. Природное окружение, прекрасная застройка и восхитительный генплан исторической части делают его отличным местом для посещения - хотя бы на один день. Из Москвы или из Нижнего Новгорода, на один день или с ночевкой, на маршрутке или на велосипеде - он стоит того!

18. В завершение - Знаменская церковь.

p.s. я сейчас не дома, и до 30 августа не смогу ответить на ваши комментарии, если таковые будут=(

Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened