Category:

Секретные техники градостроительства: улицы

Вот вам дали чисто поле и сказали: а постройте-ка нам новый микрорайон. И поплотнее! Что вы будете делать в таком случае?

Так как градостроительство у нас считается разделом архитектуры, то конечно, первым делом нужно подумать о красоте композиции. Желательно, чтобы прихотливо изогнутые кривые улиц создавали красивую, динамичную композицию на чертеже генплана...

Оригинал - gre4ark.livejournal.com/112416

Стоп-стоп. Что-то здесь не так. Конечно же, самое главное отличие проектирования городов от проектирования зданий - гораздо большая зависимость решений от внешних факторов. Всё, вплоть до малейшего выступа дома должно быть обосновано, должно иметь самую оптимальную конфигурацию, исходя из практических соображений. Конечно, простор для творчества остается, но градостроитель постоянно должен понимать: любое "случайное" решение с вероятностью 99% окажется плохим.

Поэтому сегодня расскажу о методике построения максимально удобной сетки улиц, в которой нет места случайностям или прихотям мастера.

Источник картинки установить не удалось

Как известно, нормальный город состоит из привычных элементов: улиц, площадей, кварталов, незастроенных территорий. Эксперименты со свободной застройкой, жуткими многоярусными кондоминиумами и т.п. остались экспериментами, так как заведомо не могли быть лучше веками складывавшихся решений.

Всем нравится нерегулярная застройка старых городов. Узкие и кривые улочки Лиссабона, Праги в Европе, Гороховца в России, кажется, совершенно не имеют никакой логики в своей конфигурации. Это чувство поддерживают в нас разные книжки, умные и не очень: фраза "стихийная застройка средневекового города" стала уже навязчивым клише.

План Нолли. Источник - coffeewithanarchitect.com/2012/04/10/day-3-the-nolli-plan-of-rome/

Но так ли она стихийна? После этапа отторжения "города для ослов" в середине ХХ века градостроители вновь вернулись к изучению закономерностей средневековой застройки, так как оказалось, что жить там не так уж и плохо по сравнению с новыми микрорайонами вроде Прюит-Айгоу или Мурино с Некрасовкой. И выяснили, что все сложнее, чем кажется...


Давайте на минутку абстрагируемся от вопросов сечения улицы и рассмотрим только ее трассировку. Как и любой рукотворный линейный объект (железная дорога, метро, шоссе и пр.), она подчинена двум фундаментальным закономерностям. Во-первых, по ней должно быть легко ходить и ездить - уклон должен быть как можно меньше. Во-вторых, улица должна сопротивляться главному врагу в городе - воде. Вода должна стекать, не образуя луж.

Калининград. Идет проливной дождь, но луж нет - не только благодаря правильному профилю улицы, но и потому, что уклон идет все время в одну сторону.

При перечечении улицы желательно сопрягать под прямым углом: это нормально. Любое отступление от правила порождает гемморой у всех - транспортных инженеров, коммунальщиков, архитекторов (дома-"утюги" на остром углу) и пр.

Проектируя сетку улиц, мы должны постоянно думать и об обратной ее стороне - кварталах. Как прихотливый узор паркета создает иллюзию то выпуклости, то впадины, так и мы должны то и дело переключаться, наблюдая то за сетью улиц, то за матрицей кварталов в ячейках сети. Удобные кварталы имеют очень четкие размеры, складывавшиеся веками. В них заложен целый комплекс причин - от ширины дома, уже не промерзающего, но еще инсолируемого до комфортного пешеходного расстояния между переулками.

Квартал Леона Крие. Источник - paperarch.wordpress.com/leon-krier-uncompromising-anti-modernist/

Что ж, перейдем от теории к практике. Для того, чтобы нанести на участок строительства сетку, нам нужен план территории с горизонталями, отметками высот и водными объектами (включая забранные в коллектор). Чем подробнее всё это, тем точнее будет гипотетическая сетка улиц.

Начинается всё с определения характерных черт рельефа. Тут очень сильно поможет знание геоморфологии, даже самое незначительное. Это не обязательно, но умение определять по карте различные формы рельефа - ярусы речных террас, пойменные валы, коренной берег, овраги и т.п. - сильно облегчает жизнь.

Не лучший пример, но представление дает. Источник - 5fan.ru/wievjob.php?id=78275

Первые линии проводятся вдоль крупных водоразделов и тальвегов. Линии эти не точно повторяют рельеф, а как бы аппроксимируют его - прямыми штрихами длиной около 300 метров. Не стоит забывать, что в итоге мы должны получить не анализ рельефа, а сетку улиц.

Такие же линии проводятся по бровке коренного берега, бровкам и подошвам террас, поймы. Можно нарисовать маленькие ответвления от больших тальвегов и водоразделов.

Как хорошо видно по этому огромному оврагу, рельеф имеет иерархическую структуру - от больших тальвегов ответвляются маленькие и т.п.

На этом этапе нужно четко понимать, где мы не рисуем сетку. Во-первых, это подтопляемые территории (поймы), а во-вторых, всевозможные плато, участки, близкие к столу по вертикальной планировке. Всё готово для самого ответственного этапа: нанесения промежуточных линий.

Простые правила для линий второго порядка: штрихи укорачиваются до 120-150-180 метров; ориентироваться следует уже больше на соседние характерные линии, а не на рельеф; пересечения этих линий - под прямым углом. В итоге получается искаженная прямоугольная (или не очень) структура с ячейками примерно 120/150/180х120/150/180 же метров. В качестве изюминки - частота ячеек зависит от крутизны рельефа.

Источник - divisare.com. Кстати, очень рекомендую этот сайт, в отличие от того же Archdaily он не постит всякого мусора, доставляя концентрированное эстетическое удовольствие

Это только звучит просто, а на самом деле на последнем этапе вы почувствуете себя ничтожеством. Ничего не захочет соединяться ни с чем, все будет кривиться, не попадать в шаг и углы. А то, что частота вспомогательных линий еще и от рельефа зависит, будет казаться вам форменным издевательством. Запасайтесь средствами для редактирования, стирать и рисовать заново придется много раз.

Еще важная ремарка: рисовать сетку нужно не тонкими линиями, а толстыми: желательно, шириной около 25-30 метров. Тогда будет чувствоваться реальный масштаб улиц и кварталов - ведь при всей абстрактности рисуемого это именно сетка улиц. Также, если участок небольшой, то лучше чуть выйти за его границы, чтобы почувствовать рельеф лучше - не кусочками, а на всей территории.


В итоге должна получиться примерно такая "простыня".

Теперь вы вправе спросить: что это было? Градостроительное шаманство, граничащее с ересью, где в кучу смешалась пешеходная доступность, рельеф, толщина каких-то линий, дырки на плоских местах и поймах (даже если уровень воды давно регулируется водохранилищем) и так далее.

На самом деле результаты очень интересны. Улицы, проложенные вдоль этой сетки, обладают сразу несколькими преимуществами. Во-первых, они все расположены вдоль естественных потоков воды. Дождевые потоки скатываются с них, не задерживаясь, даже если ливневка не особо выполняет свою функцию (привет, ДЖКХиБ). Во-вторых, прокладка улиц вдоль направлений сетки - это дешево, так как трассировка улиц максимально вписана в рельеф и дополнительные земляные работы сведены к минимуму.

Источник - http://theins.ru

Теперь внимательно посмотрите на паттерн, который получился. Ничего не напоминает? Это же те самые "стихийно сложившиеся" города! Совершенно бесплатно в придачу к удобству мы получаем еще и живописную и разнообразную композицию. Обыграть ее разными объемами домов - дело времени.

Теперь наложите сетку на карту с застройкой и бледными дорогами (первична должна быть застройка). Если сетка построена с душой, то вы обнаружите, что многие дома совпадают с сеткой. В первую очередь, это историческая застройка, а также "мусорная" - гаражи, самострой и т.п. Еще четко по сетке ориентированы промышленные корпуса, а также линии железных дорог. Причина очень проста - опытный инженер хорошо знает цену расположения здоровенного цеха не по рельефу. Стоимость земляных работ при этом вырастает геометрически - кстати, то же мы имеем и в случае с ж/д, чувствительными к уклонам. 

Ну тут не особо видно, но можно понять.

Гаражи и самострой тоже расположены так, как удобнее рачительным практическим хозяевам. А вот советская застройка периода модернизма большей частью с рельефом не совпадает: в лучших традициях birdshit architecture планировщики того времени считали, что главное - красивая абстрактная композиция на генплане, а все остальное приложится. Таким образом, слова о том, что "форма определяет функцию" к модернистам могут быть применены весьма опосредованно.


А вот еще: если вы помните, мы оставляли без сетки ровные плато. Что с ними делать? Очень просто: на них сетка улиц могла быть совершенно любая. Именно так родилось большинство шедевров регулярной планировки екатерининского времени: продуманная Тверь, плоский, как блин, Осташков, расположенный почти ровно Зарайск... С последним вообще интересно: он вроде регулярный, но на территориях, где появляется хоть намек на рельеф, его регулярность сразу пропадает, заменяясь квази-стихийной планировкой.

План Зарайска как раз

Так что градостроительство - это не архитектура зданий: малейший промах чреват очень большими последствиями, и принцип "я художник, я так вижу" в проектировании городов приводит к невероятным косякам.


Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened