Categories:

Кимры

Теперь можно и про сам город написать. Кимры просто прекрасно вписываются в атмосфеу депрессивной тверской области, являя собой жемчужину тлена и уныния. Я редко бываю категоричен, но здесь плохо абсолютно всё - и даже последний фонарный столб на самой дальней окраине Савеловской стороны вносит свой посильный вклад в атмосферу разрухи и умирания.

Тем не менее, давайте посмотрим пристальнее на город - и даже попытаемся найти что-то, радующее глаз — наверняка нам удастся это сделать! По традиции, пост делится на три части и не несет ничего, кроме субъективного мнения некомпетентного автора.

1. Расположение города

Кимры расположены на северной окраине гигантской Тверской области. Собственно, с Тверью у города связь гораздо более слабая, чем с соседними городами московского и ярославского региона - Дубной, Талдомом, Дмитровым, Кашиным, Калязиным, и так далее, вплоть до Рыбинска.

Сами Кимры расположены, как и все волжские города, на слиянии двух рек - Волги и, как легко догадаться, Кимрки. Это, а также концентрические наслоения застройки разных времен определяют деление Кимр. Городская часть состоит из, собственно, центра и микрорайона. Есть и Заречье. Заволжье в Кимрах называется Савелово — собственно, оно долгое время было отдельным селом.

Как и во всяком заволжье, в Савелове царит своя атмосфера: именно там самые большие заводы, самые новые дома и самые отмороженные гопники, хотя казалось бы, куда уж хуже. Савеловцы делят свой район на Старое и Новое Савелово, а также особое ультракриминальное место — ДОК, куда лучше вообще не соваться. Местное завокзалье совмещено с заволжьем, поэтому испытывает все прелести (и недостатки) полуавтономной жизни.

01. Универсам "Сквознячок" - потому что через него идет сквозной проход от остановки автобуса во двор

Соединяет Савелово и Кимры прекрасный мост. Недавно в ходе реконструкции он стал вантовым, при чем не просто, а с применением астраленов - это такой наноинновационный материал (и это не шутка сейчас). В общем, Медведев расплакался от счастья. Асфальт на нем, к сожалению, уложен безо всяких таких новых технологий, так что дорожное покрытие представляет из себя одну сплошную яму. Помногу проезжать этот мост каждый день, как это делал я - сущее мучение (особенно на ПАЗе). Ближайший альтернативный путь лежит через Дубну - далековато, хотя асфальт там ровный.

02. Мост через Волгу с кимрской стороны. На другом берегу - Савелово.

2. Транспорт

Перед натурным изучением я хотел ограничиться двумя словами "мор шрутки", но все оказалось куда интереснее. В Кимрах проблему городского транспорта решили как-то по-своему. И вроде бы даже лучше, чем в Твери - однако, это не точно.

Начнем с того, что в городе нет маршруток. Но при этом местное ПАТП скорее мертво, чем живо - по крайней мере, я ни разу не видел, а может, не отличил его автобусов от автобусов многочисленных, как грибы, ИП, обслуживающих город. Они, без сомнения, все до одного, являются автобусами: в них есть кондуктор, есть билеты, а при предъявлении пенсионного удостоверения можно проехать бесплатно (льготы тоже есть).

03. ПАЗики я снимать не стал, а вот единственный ЛиАЗ - пожалуйста.

Цены за проезд при этом в Кимрах совершенно конские: 25 рублей за билет. Это, скажем прямо, довольно много. Автопарк представлен, в основном, исчадием отечественного автопрома - обожаемыми всеми ПАЗиками. Короткие и длиннобазные машины встречаются примерно в равной пропорции. Тем не менее, на 7 маршрут имеется один выход ЛиАЗа - все из той же областной желтой партии, представителей которой можно встретить повсюду, от Осташкова до Савелова.

Может быть, это мне так везло, но все без исключения проходившие мимо автобусы были приятно полупусты, а вот все автобусы, на которые я садился, были забиты в фарш. Ехать в набитом ПАЗе ужасно противно! Московские кубики после них не покажутся такими уж тесными.

04. Жанровая сцена средствами натюрморта и пейзажа

Немного надо рассказать про улицы. В Кимрах по сравнению с Москвой есть хорошие, а есть и плохие моменты. Начнем с первых. На всех трех светофорах города (может, их больше, но я не заметил) человеческие фазы. Даже на светофоре у моста - главной городской артерии - цикл очень короткий, зеленый с моста дается секунд на 15-20 всего.

В Кимрах не боятся ограничивать скорость! Пока в других городах думают, а не ограничить ли нам скорость в жилой зоне, в Кимрах уже давно все есть. 30 км/ч на набережной? Да пожалуйста! 40 км/ч на центральных улицах? Всегда! В случае с набережной ограничение еще и подкрепляется шириной проезжей части и отсутствием разметки: прямо настоящая "зона 30", как во Франции получилась.

05. Вот, пожалуйста, и 30 км/ч и ширина для двусторонней улицы подходящая

К сожалению, ОДД оставляет желать лучшего, находясь на среднем провинциальном уровне. Широченные асфальтовые поля безо всякой разметки, успокоение трафика на них достигается или ямами, или нереальной тучей лежачих полицейских разного размера и ширины - поездка с Кимр в Савелово на "заряженном" ПАЗике стоя оставляет незабываемые ощущения.

06. Средство успокоения трафика на Московской улице. Вот как оно сюда попало? Еще и вкопано!

В городе есть места, где не забыли про пешеходов - широкие тротуары выложены плиткой! Учитывая, что тротуар ровнее, чем дорога, это выглядит прямо достижением в распределении приоритетов. Правда, сделаны они традиционно бестолково - с перерывами на съездах, без понижения бордюров и тому подобное. Остановочные карманы сделаны с отгоном в 45 градусов (позор какой), хотя если честно, на улицах шириной 10 метров их целесообразность сомнительна.

Велосипедов в городе очень много. Сделано для велосипедистов очень мало (ничего). Хотя частая сетка кварталов подразумевает обилие тихих улиц, по которым можно ездить спокойно - и на том спасибо.

07. Типичная улица Савелова. Обратите внимание на разнообразие застройки: тут и советский частный сектор, и двухэтажные сталинки, и поздние кирпичные девятиэтажки

3. Архитектура и образ города

Тут начинается самое интересное - и самое грустное. Для развития города не делается абсолютно ничего. При этом Кимры обладают огромным потенциалом для туризма. Мало какой город в верхнем течении Волги может сравниться с Кимрами по количеству и уровню достопримечательностей. Вместо того, чтобы раскрывать этот потенциал, привлекая инвесторов и вообще развивая город, администрация ведет себя как временщики, в политике которых господствует два тезиса "после нас хоть потоп" и "само как-нибудь устроится".

08. Памятники архитектуры.

Дело в том, что в Кимрах существует особенная, уникальная школа деревянного зодчества. Без преувеличения, половина города застроена добротными купеческими домами второй половины XIX века в оригинальном провинциальном стиле, аналогов которому нет вообще нигде в России! Это не какие-нибудь вонючие "хоромы", которых в каждом городе навалом, а действительно неповторимый местный продукт, полный своеобразности и мастерства народных архитекторов.

Каменные дома в России - все же сооружения официальные. На них всегда было обращено пристальное внимание регламентных комиссий, для них составляли образцовые чертежи, да и строили их обычно квалифицированные артели (а проектировали выученые архитекторы-профессионалы). Совсем другое дело с деревом. Это истинно народная архитектура, вышедшая "с низов". Петровская реформа быта и мышления России обошла деревянное зодчество стороной. По сути, эпоха древнерусской архитектуры в дереве протянулась до прошлого столетия, что в полной мере отразилось как раз в Кимрах.

09. Трехсторчатая дверь - две половинки ведут на первый этаж, третья - сразу на второй.

Поэтому разглядывать деревянные кимрские дома - одно удовольствие. Построены они для богатых купцов с требованием "чтобы не хуже, чем в Москве" - соответственно, местные артели очень забавно интерпретируют господствовавшие тогда модные стили - сначала ампир, потом эклектику, а затем и модерн. Резные наличники, трехстворчатые двери, башенки, пилястры, крыльца на тросах и с перилами-лавочками: что только не встретишь в Кимрах! Целые улицы застроены подобными домами.

10. Крыльца-лавочки: типичная кимрская деталь

А теперь угадайте, как в городе относятся к этому вот всему. Наверное, реставрируют здания, на которые есть средства, консервируют - те, на которые средств нет, в опустевших домах открывают музеи - или отдают их в концессию с обязательным условием восстановления? Как бы не так!

11. А это уже дома советской постройки. При ближайшем рассмотрении оказывается, что они сохранили кучу модерновых деталей. Советский модерн! Да где такое еще увидишь.

В отношении исторического наследия позиция весьма четкая. Дома стоят и постепенно состариваются. Их объявляют "ветхим жилым фондом", жителей переселяют в специально построенную для этой цели многоквартирную халупу из говна и палок на окраине города, а дома разрушают.

12. Кто-то "отремонтировал" дом XIX века. Ачо, удобно стало!

Если это позволяет законодательство, то «ветхий жилой фонд» просто сносят - какой бы там ценный с архитектурной точки зрения он ни был. Если же он является объектом культурного наследия, то его тоже разрушают, но более изощренным методом. Часть домов, как это водится в России, неожиданно "сгорает". С некоторых же памятников архитектуры просто снимают крышу, оставляя только стропила. За несколько лет вода делает то, что не может сделать бригада строителей - от дома остаются лишь стены.

12. Дом, с которого сравнительно недавно сняли крышу - пока еще не развалился окончательно. Однако, интерьеры уже утрачены.

Центр города почти наполовину состоит из таких выбитых зубов - участков, на которых раньше что-то стояло, а теперь уже ничего нет. Администрация пытается таким образом выручить деньги от продажи участков под очередную "Пятерочку" - но так как экономика города стремительно схлопывается, то покупателей особо не находится - так и стоят эти заросшие крапивой пустыри там, где еще совсем недавно был красивейший исторический дом.

13. Ремонт домов, попавших в частные руки - отдельная песня. К сожалению, проблема не только в жильцах, но и в том, что никто не знает, как сохранить исторические детали.

Разруха чувствуется не только в транспорте и в недвижимости. Помните фельетон "Дзержинцев за общественный транспорт" про ликвидацию водоканала? Так вот, в Кимрах это уже давно не юмореска. Из-за ветхого состояния инфраструктуры частный сектор от водоканала отключен. Все колонки на улицах заварены, а жители носят воду из ближайшего колодца (которых вообще-то не так много). В многоквартирных же домах частенько случаются т.н. "профилактические перерывы", когда горячей воды нет неделями.

14. Справедливости ради, в Савелово как раз с жилым фондом все не так плохо. Есть даже места почти что в стиле "хотели бы так жить?"

Если ничего не изменится, Кимры может ждать судьба некоторых украинских трамвайных и троллейбусных систем. Их никто не ликвидировал специально, как в России - с шумом и радостными вскриками "прогрессивных" дорожников. Просто хозяйство постепенно дряхлело, предоставленное само себе - и в один прекрасный день ломался окончательно последний трамвай, остававшийся на ходу, или лопался пятидесятилетний рельс, который нечем было заменить...

15. Огромный, но типовой дом культуры в Савелово. Почему-то без колоннады между крыльями.

Когда-нибудь в электричку с чемоданом сядет последний кимряк - и уедет навсегда. На берегу же останутся зарастать лесом руины некогда сорокатысячного большого города.


Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened