Categories:

Калязин

Одна из основных достопримечательностей Кимр — это возможность уехать из них. Нет, я сейчас говорю не об электричке в Москву, а о совсем другом направлении. Два раза в день дальше, на север из «депо Савеловской глухомани» отправляются поезда дальше, на север: в Сонково или Углич.

Электрификация в Савелово кончается, поэтому ездят там не обычные электрички, а состав из одного или двух сидячих вагонов под предводительством военной «машки» со строгими квадратными фарами.

А чтобы путешествие было осмысленным, совершенно необходимо было посмотреть какой-нибудь город. Расписание там крайне интересно составлено, поэтому выбора особо и не было — я поехал в Калязин.

Как обычно, пост делится на три части и не содержит ничего, кроме личного мнения.

1. Местоположение и генплан

Калязин находится в часе с лишним езды от Савелово. Железная дорога здесь разветвляется на два хода: тупиковую ветвь в Углич (так и не продленную до Рыбинска), а также "запасной" ход Москва-Петербург через Кашин и Сонково.

Занудный, как магнитик с колокольней в выцветшем озере туристический факт - большая часть Калязина находится под водой. А что же именно затопило? До сооружения водохранилища это был классический волжский город, делившийся на три части Волгой и ее притоком (в данном случае, рекой Пудой). Так вот: под водой оказалось абсолютно всё заволжье и половина центральной части. Почти целиком сохранилось только запудье, которое истинные калязинцы называют Свистухой и только понаехавшие дачники - "заречьем".

Карта затопленного Калязина. Источник - http://samlib.ru/k/kushtalow_a/vologda.shtml

Можно представить себе, что колокольня, которая стоит достаточно далеко от берега - находилась на этом же берегу. А за ней была еще Волга, вторая колокольня и много жилых домов.

01. Один из считанных исторических домов в Свистухе.

2. Транспорт

В городе действует целых четыре автобусных маршрута, которые не имеют номеров, зато имеют собственные названия (Дымовский, Сушильный, Чигиревский и Урицкий). Ходят они раз в час и реже, но для города с населением 13 тысяч человек это нормально. Если бы Калязин был бы компактным, как, скажем, Зарайск или Бежецк, можно было бы обойтись одним номинальным автобусом, но после затопления Свистуха и сам город оказались очень далеко друг от друга, прямо в стиле логистики советских соцгородов.

02. Посадка в поезд Савелово-Углич в, собственно, Савелово. Тепловоз прямо в момент съемки оборачивался где-то за грузовым.

Автобусы - исключительно ПАЗы, но не как в Кимрах, а Векторы. Внутри не был, но кажется, разницы особой нет. Поэтому предлагаю перейти к более интересному внешнему железнодорожному транспорту.

03. Вокзал Калязина и прибывающий поезд Углич - Савелово

Калязин - крошечный, но узловой вокзал. Неподалеку от города находится знаменитый калязинский треугольник - где линия из Савелова разветвляется на две, в Сонково и далее, в Петербург и на тупиковую в Углич. По путевому равитию и общей атмосфере все это сильно похоже на трамвай: никаких станций с кучей путей и многоуровневыми развязками, просто три пути, три стрелки в лесу. Даже сам вокзал находится чуть в стороне от треугольника.

04. Платформа 5 километр, на которой я и сошел.

Участок Калязин - о.п. 5 км пролегает по красивейшим местам, через бетонный мост, с которого видна панорама города. А как здорово сойти не на вокзале (хотя он тоже патриархальный и антуражный по-своему), а на платформе 5 километр и идти пешком до города по шпалам с железнодорожной земляникой! Очень вредная, кстати - на вкус от тепловоза не отличишь.

05. Старинная тепловозная однопутка, заросшая травой. Поезд только что скрылся вдали

Пятый километр, в сущности, находится недалеко от Свистухи, так что это и не крюк вовсе. А вот из Свистухи в город я хотел ехать на автобусе, но он ушел из-под носа, так что пришлось передвигаться пешком. Совмещенный ж/д-автомост оказался очень красивым, так что я ни разу не пожалел, хотя ноги отбил порядочно.

06. Момент высадки. Интересно, кто этот молодой человек, мастерски управляющийся с фартуком и помогший мне сойти?

3. Архитектура и образ города

В отличие от Кимр, где из конфетки администрация систематически делает говно, в Калязине ситуация противоположная. Давайте скажем честно: в Калязине особо нечего смотреть. Ну не прямо совсем нечего: купеческие особняки с каменным первым этажом, неорусская гимназия и училище, две церкви, собор, несколько деревянных домов того времени и всё - стандартный набор доброй половины среднерусских городов. Все более-менее необычное связано с затоплением города, и окидывается одним взглядом - с палубы теплохода.

07. Вместо боянной фотографии колокольни вставлю лучше фото насыпи совмещенного моста через Пуду

Так почему же в Калязине всегда куча туристов, а в Кимрах теплоходы останавливаются разве что для того, чтобы выкинуть мусор? Дело не в деньгах (бюджет Калязина вполне достоин Тверской области), а в умении ими распоряжаться. Калязинцы хранят свое историческое наследие - и оно отвечает им тем, что их кормит.

08. А это сам мост. Место труднодоступное, но очень красивое. Слева - шоссе, справа - ж/д колея.

На имеющиеся средства восстанавливаются некоторые исторические здания - в них располагаются музеи, сувенирные лавки, ярмарки. Со зданий, на которые нет денег, не сдирается крыша - они аккуратно консервируются до лучших времен. Из обрубка бывшей главной улицы, одним концом уходящей в воду, сделано подобие площади с туристической ярмаркой. На пирсе стоят катера, предлагающие прокатиться до колокольни за демократическую для такого удовольствия цену.

09. А такой пейзаж открывается с моста на радиотелескоп поблизости.

Одним словом, туристы ходят, платят деньги, город плохо, но живет! А Кимры? Даже говорить не хочу.

10. Пятиэтажный II-18 с детским садом на первом этаже! Обратите внимание на мощение "антивандальной" неподъемной шестиугольной плитищей.

Так как Калязин туристический знают все, предлагаю перейти на "другой Калязин", состоящий из трогательных провинциальных брежневок, в которых, кажется, вообще ничего не изменилось за последние 60 лет. Пятиэтажные II-18 на фото выше это уже само по себе мило, но какая на нем табличка! Не говоря уже о том, что в самом доме на первом этаже расположен детский сад.

11. Божечки-кошечки!

Но самый сок - это административно-парадная часть. Обычно она ограничивается площадью перед администрацией, но здесь размахнулись широко. Думаю, что это неспроста, а как раз является следствием затопления центральной части города.

12. Главная парадная аллея города. Обратите внимание на лавочки на заднем плане - они очень удобные и с крутым дизайном, не хуже московских.

Если вспомнить города с екатерининским генпланом, коих в этом блоге было достаточно и к которым, несомненно, относится Калязин, то можно заметить нехитрые закономерности построения планов. 95% их основывалось на регулярной сетке кварталов — прямоугольной или радиально-кольцевой, не так важно. Затем ее монотонный рисунок разбивался «изюминкой» — площадями правильной геометрической формы.

13. Нет, я не украл фото с Pastvu.

Всевозможные Торговые, Соборные, Губернские площади — они несли строго определенную и всегда одинаковую функциональную и символическую нагрузку. При смене власти Советы это оценили — и переделали наполнение площадей под себя — тоже примерно одинаково во всех городах.

А здесь все эти площади ушли под воду — и где же бедным советам проводить парады, заседать в торжественных зданиях и устраивать митинги? Пришлось в маленьком городке строить административно-торжественный ансамбль заново.

13. Заброшенный кинотеатр "Огонек" на Китай-Горо... то есть, на площади Ногина. Кстати, Ногин здесь родился и вырос.

Если честно, я до последнего был уверен, что он был построен при Сталине - до того все на карте монументально и симметрично. Но нет! Типичный Брежнев. Как это они умудрились? Считаю, что эта аллея не менее интересна, чем т.н. центр города, а точнее, его часть выше уровня воды. Вот такой вот Калязин - более раскрученный, но при этом менее исторический, чем Кимры. Что лучше? Решать вам.


Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened