Category:

Чем же плохи (а чем хороши) маршрутки

Если читать блоги некоторых товарищей, то кажется, что сказать по этому поводу уже давно нечего. Маршрутки позиционируются как однозначное и безальтернативное зло. В голове сразу встает картина, как на переполненных и ушатанных в хлам газелях нерусские водители устраивают гонки по тротуарам или еще чего-нибудь нехорошее...

Москва, Луидор-223602 (MB Sprinter) — Новоясеневский проспект. Автор: Станислав Богомолов. 5 мая 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1764150/

Однако если почитать комментарии и вообще послушать обычных людей, не интересующихся транспортом, то оказывается, что маршрутки имеют ряд достоинств: и достоинства эти не кажутся абсурдными с транспортной точки зрения: малый интервал, сидячие места, высокая линейная скорость и тому подобное. Я попытался выяснить, а как обстоит дело на самом деле и углубился в литературу.

Как обычно, истина гораздо сложнее и многограннее, чем можно подумать. Начнем с того, что проблемы, собственно, "маршруток" как таковых не существует. Это всего лишь один из аспектов очень большого вопроса о дерегуляции транспорта как такового. Вопрос этот принадлежит не только сфере транспортного планирования, но и серьезно затрагивает городскую экономику в целом.

Москва, Higer KLQ6728G — Волгоградский проспект. Автор: Strike. 30 апреля 2016 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1545753/ Пост проиллюстрирован фотографиями нелегальных московских маршруток с Фотобаса

С дерегуляцией транспорта мы сталкиваемся повседневно: летая на самолетах частных компаний; совершая поездки на электричках, операторами которых выступают ППК; я уж не говорю про теплоходы и другой водный транспорт. Но нам интересен один из самых больших и самых спорных разделов - дерегулирование городского транспорта.

Вучик делит все кейсы нерегулируемого или частично регулируемого транспорта на две категории: там, где сервисы возникли стихийно, следуя потребности жителей в передвижениях и нехватке государственных и там, где дерегуляция прошла вполне сознательно и являлась одним из актов либерализации экономики.

Как можно догадаться, первый случай чаще всего можно встретить в странах третьего мира. Классическим примером второго является, например, Англия времен Маргарет Течер.

Москва, БТД-2219 (Volkswagen Crafter) — маршрут 1161 Автор: dielektrik. 30 мая 2016 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1594636/

Лестно это звучит для нас или не лестно, но наш кейс - скорее первый, чем второй. На это косвенно указывает ряд признаков, о которых, впрочем, чуть ниже. А мы же сейчас перейдем к самому интересному - так ли плохи маршрутки? Оказывается, у них есть и свои плюсы, при чем, значительные даже с профессиональной точки зрения:

  1. Частные операторы могут гибко реагировать на спрос в короткий промежуток времени.
  2. Частный общественный транспорт не нуждается в субсидиях
  3. В местах с высоким спросом маршрутки как правило, ездят очень часто
  4. Линейная скорость маршруток, как правило, значительно выше, чем у регулярного ОТ
  5. Большая часть маршруток предоставляет сидячие места для всех пассажиров. Ну или как минимум, сидячих мест в них значительно больше, чем в автобусах.

Думаю, здесь все ясно. А вот минусы у них следующие:

  1. Большое количество маршруток может спровоцировать пробку (привет, Тула!). И вообще, маршрутки менее эффективны с точки зрения провозной способности, чем автобусы и тем более, трамваи.
  2. Маршрутки не дают никаких социальных гарантий - в самом широком смысле этих слов. Начиная от отсутствия льгот бабушкам и кончая тем, что они не ездят вечером и в малонаселенные места. Про гарантии безопасности и т.п. я уже молчу
  3. Маршрутки не образуют единую транспортную систему. Их очень трудно контролировать, координировать, у них нет четкой схемы маршрутов, расписаний, единых билетов (не говоря уже о проездных) и так далее.

В сущности, первые два минуса вполне поправимы. Аж столько много маршруток, чтобы спровоцировать пробку, мало где найдется - да и автомобили все же вносят гораздо больший вклад в образование заторов.

Москва, Семар-3234 — у метро "Бунинская Аллея" Автор: Streletz. 22 апреля 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1788336/

Намного интереснее ситуация со вторым пунктом. Время раздолбанных газелей, объезжающих пробку по тротуару давно прошло в большинстве городов России. Маршрутки (и городские власти) эволюционировали естественным путем в нечто странное, но вполне удобоваримое для непредвзятых пассажиров.

Так, на редкоходящих маршрутах частенько можно встретить расписание. Иногда оно передается из уст в уста от водителя, иногда (о чудо!) даже висит на остановке. Для того, чтобы вечером транспорт не превращался в тыкву, устраивают повышенный вечерний тариф. Сами маршрутки тоже давно больше не РАФики или ГАЗели, а солидные автобусы МК и СК — даже бескапотные, зачастую, в сносном техническом состоянии и обслуживающие пассажиров строго в соответствие с маршрутом.

Но остается еще третий пункт. И он-то как раз и является самой серьезной загвоздкой. Координация, интеграция разных маршрутов, видов транспорта с маршрутками просто невозможна! Каждый ИП Арутюнян хочет непременно ездить по самым "хлебным" местам и ни в коем случае не согласится на проездные - это ж валидаторы надо, куда проще мелочь передавать. Тем более, если это будут проездные на все маршрутки.

Москва, Нижегородец-2227SK (Peugeot Boxer) — Улица Перерва. Автор: Strike. 26 ноября 2016 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1676688/

О таких вещах, как тактовое расписание, "пульсирующие" стыковки маршрутов и тому подобное вообще придется забыть. С маршрутками никогда не выйдет построить маршрутную сеть по принципу trunk-feeder. Да и вообще спланировать сеть не выйдет (см. тверские "экскурсионные" автобусы).

Угу. Но давайте подумаем, есть ли это все в автобусах российской провинции? Может быть, там действуют пересадочные билеты? Или может быть, расписание там синхронизировано так, что пересадка с одного автобуса на другой также удобна, как у ночных автобусов в Москве? Или возможно, маршрутная сеть там менялась с советских времен? Тактовые интервалы, выделенные полосы в ключевых местах, единые билеты на автобус и электричку - где это всё?

Москва, Ford Transit FBD — Булатниковский проезд. Автор: Дмитрий Андреевич. 20 апреля 2018 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1957324/

А ничего этого нет. Древние муниципальные автобусы ездят по множеству кривых беспересадочных маршрутов, на остановках в лучшем случае висит расписание, а о схеме линий можно забыть. Подойдет автобус - и кондуктор, как сорок лет назад, положит в твою ладонь мятый бумажный билетик. И никакой бесплатной пересадки!

Давайте будем честными: у такого общественного транспорта нет никаких действительно серьезных преимуществ перед маршрутками. Чуть-чуть усовершенствуй последние - и территорию ПАТП можно смело застраивать, а автобусы продавать в металлолом. Маршрутки могут перевозить пассажиров точно также, только быстрее, почти всегда сидя и без долгого ожидания.

Москва, Луидор-223237 (MB Sprinter Classic) — маршрут 948. Автор: Кузнецов Григорий Дата: 14 мая 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1752028/

До определенного уровня развития городского общественного транспорта все так и работает. Маршрутки, в целом, перевозят пассажиров также паршиво, но немного лучше, чем это делают автобусы. Но как только мы «дорастаем» до пункта 3 - интеграция и координация - начинается самое интересное.

"Система" маршруточного ОТ здесь упирается в свой потолок развития. Даже таблички с расписанием редких маршрутов, сколько угодно льготных мест и самые новые в мире автобусы не поднимут множество ИП на ступень выше. Введение единых билетов на время, синхронизация расписаний, скажем, трамвая и подвозящего к нему автобуса, тактовые интервалы весь день, пересадочная модель ОТ - все это вещи, которые может сделать только единый перевозчик.

Москва, Луидор-223203 (MB Sprinter Classic) — У метро "Преображенская площадь" Автор: ValerG781. 17 мая 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1753479/

К сожалению, даже в Москве и Петербурге не до конца реализовали такую полную интеграцию всех видов транспорта - когда можно сесть на электричку, пересесть на уже ожидающий тебя трамвай, а затем - на подвозящий к нему автобус, и все это по одному билету. Что уж говорить о большинстве городов в провинции!

Подводя итог - муниципальный общественный транспорт действительно лучше маршруток, так как может развиваться как единая тесно интегрированная система. Беда в том, что большая часть муниципальных предприятий не понимает или не хочет развиваться до такого уровня - а без этого они ничем не лучше тех же маршруток и не очень ясно, зачем ПАТП вообще нужно, если можно субсидировать ИП Васечкин В. И. напрямую.

Москва, Луидор-223201 (MB Sprinter Classic) — Ивантеевская улица / Открытое шоссе. Автор: Станислав Богомолов. 20 сентября 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1834723/

Вот такой вот печальный пост вышел.


Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened