Categories:

Лондонские улицы

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Читать всякое про хорошо, качественно спроектированные улицы, можно бесконечно — будь это посты Аркадия, популярные гайды или основательные зарубежные нормативы — но это не заменит, так сказать, непосредственное наблюдение. Например, за лондонскими улицами, которые в последний месяц мне пришлось тщательно «прочесать».

Лететь в Англею долго и дорого, но к счастью, мир изобрел панорамы Гугл. В этом посте собрано десять интересных решений организации дорожного движения в столице Великобитании. В посте нет никаких таких фотографий, только интерактивные панорамы, только хардкор (осторожно, сидящие с мобильных девайсов, а особенно с клиента для ЖЖ!).

1. Начнем с улиц покрупнее. Наш первый пример — примыкание Kings-kross rd к Pentonville rd. Как мы видим, куча пространства тратится «зря» — на не самой широкой улице влез и внушительный рефюж, и физически обособленная встречная выделенка. Для автомобилей осталось всего две полосы в одну сторону (одна из которых на перекрестке уходит вправо). Обратите внимание, что здесь вафельница применяется для выделения траектории движения ОТ на перекрестках — прямо как у нас (а во Франции, например, рисуют шашечки)

Рекомендую проехать по панораме чуть дальше — посмотреть на то, как экономят краску для разметки перехода и как организован правый (помните о левостороннем движении!) поворот на прилегающую улицу, прикрытый все тем же рефюжем.

2. А вот вам пример, как надо делать зоны ожидания для такси. По сравнению с Лондоном, в Москве практически нет таксистов=) Уходящая за горизонт очередь машин слева — это как раз такси, увозящие пассажиров с вокзала Кингс-Кросс. Для них сделана специальная полоса длиной почти полкилометра (сравните с 50-метровым загончиком на площади Тверской Заставы).

Разумеется, никаких дурацких нормативов «а что, если такси нужно будет объехать танком?» — габарит полосы равен габариту таксомобиля, ни больше, ни меньше. Даже в местах физического обособления — кстати, проедьтесь вдоль очереди таксистов, чтобы посмотреть, как она огибает остановку автобуса, подъезды к вокзалу и так далее.

3. Перейдем к улицам поменьше. В Англии почему-то умеют делать улицы безопасными не только в рамках комплексного благоустройства, но и тем, что у нас называется «локалками». На этой панораме запросто попраны все скрепы ОДД: двухсторонняя улица намеренно сужена так, чтобы смог проехать только один автомобиль. И это даже не пешеходный переход, а чисто мера по автовредительству успокоению трафика.

Обратите внимание на детали: чтобы не перекладывать ливневку, между бортом и краем шикана сделан зазор: вода продолжает течь вдоль обочины как и планировалось раньше. Проезд сквозь эту штуку удобен, продуман и не доставляет хлопот (если, конечно, не гонять) — приоритетное направление, габариты и все остальное понятны интуитивно и из знаков.

4. В англосаксонских странах очень любят подписывать всё на дорогах. К этому располагает и менталитет, и короткий, четкий язык. У нас такой обычай навряд ли применим, но у них иногда выходит очень интересно. Например, большая часть дорожных зон не для движения обозначается прямоугольником, отрисованным штриховой линией. А внутри может быть написано все, что угодно: от «KEEP CLEAR» и «BUS STOP» до, как на этой панораме, «AMBULANCES» и «BUS STAND».

Последний тип парковки, кстати, не помешало бы внедрить и у нас, разметив им, например, зону отстоя троллейбусов на Тухачевского (на панораме, к сожалению, отстаивается только один, но обычно их гораздо больше)

5. Эту панораму лучше не показывать автолюбителям. На и без того узкой улице для машин оставили только одну полосу. Зато велополос тут целых две: встречная и попутная. И отделены они по-разному, одна — делинеаторами, а вторая рефюжем. Обратите внимание, что рефюж идет не сплошной линией, а иногда прерывается для водоотведения (помимо выездов со двора)

6. Некоторые местные улицы не стесняются перекрывать для сквозного проезда — но при этом почти всегда оставляют его для велосипедистов. Стоит помнить, что местные улицы в зарубежных странах примерно соответствуют по назначению нашим внутридворовым проездам, хотя последние и не считаются формально УДС.

7. Кстати о местных улицах. Тотальной разметки на них вы не встретите: краски нанесено ровно столько, сколько нужно для ориентации в пространстве на средних и низких скоростях. Наносятся парковки (при чем, без разделения отдельных мест), стоп-линии и чуть-чуть осевой перед перекрестком — всё!

Проедьтесь чуток вперед по улице выше, и обратите внимание, что при минималистичной разметке лучше видны действительно важные вещи — разметка KEEP CLEAR, специальные парковочные места и тому подобное.

8. Это место понравится любителям Велобайка. Поставить станции в Москве даже в таких просторных районах, как Марьино, довольно непростая задача: тротуары тесные и узкие, а на проезжей части станции ставить нельзя, даже если там есть лишнее место.

В Лондоне рассудили просто: велосипед — транспортное средство, поэтому прокат вполне уместен и на проезжей части. Каршеринг же не ставят на тротуары? А в сущности, это тоже краткосрочная аренда т/с. Кстати, проедьтесь чуть подальше, посмотрите, как забавно сделан пешеходный переход через островок безопасности.

По сравнению с этой улицей внутридворовый проезд где-нибудь в Кожухово покажется вам скоростным хайвеем. Отечественные градостроители любят оправдывать низкой плотностью УДС строительство очередной скоростной магистрали, но они лукавят — в зарубежной классификации даже такая улица, как выше, считается улицей. А у нас даже вот это — внутридворовый проезд:

Кстати, если вы покрутите обе панорамы, то обнаружите, что лондонскую «улицу» окружают точно такие же микроскопические проезды, а кожуховский «проезд» примыкает к абсолютно аналогичным внутридворовым автобанам.

9. Еще один кошмар отечественных проектировщиков: односторонняя улица с разрешенным встречным движением для велосипедистов. И не одна, а целый перекресток. При этом все сделано очень логично и понятно для водителей: под кирпичами — плашка «except bikes», перед перекрестком — отдельная встречная мини-велополоса со знаком приоритета (уступи дорогу).

Если развернуться на 180 градусов, можно увидеть знак «встречное движение велосипедистов», а после каждого выезда со двора обычно скупые на разметку англичане наносят аж целую пиктограмму велосипедиста, едущего навстречу.

10. Ну и напоследок такое вот решение перекрестка, успокаивающее и уменьшающее интенсивность прямого трафика. Проезд между двумя дорогами вполне двусторонний, о чем говорят трогательные надписи на переходе — «look both ways».


Чтобы пост не был просто подборкой бессмысленных картинок, нужно подвести итог. Чем же так хороши лондонские улицы? В первую очередь — гибкостью, разнообразием и смелостью организации движения. Набор мероприятий на маленьком переулке совсем не такой, как на улице пошире, а оживленная улица с частыми автобусами будет проектироваться вообще третьим способом (что уж говорить о магистралях!).

Сравните это с нашим подходом, когда для всех типов улиц, от внутридворового проезда и до трансконтинентальной магистрали используется одна скудная гостовская палитра мероприятий, и шоссе от переулка отличается только количеством полос (и то не всегда).

Отсутствие организации движения — тоже важная часть организации движения. Чем тише улица в Лондоне, тем больше решений отдано на откуп самим участникам дорожного движения, в то время как у нас тотальная регламентация обязательна даже там, где в ней нет необходимости (вспомните светофоры на кольце Каланчевской).

Гибкость решений очень важна. Видно, что при проектировании ОДД учитывались именно местные условия, и акцент делался на возможных именно там конфликтных ситуациях, а ненужные для данного места мероприятия опускались. У нас ГОСТы универсальны для всего и не оставляют простора для приспособления под конкретные перекрестки.


promo spjasshka май 4, 2018 17:58 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened