Category:

Беломорская

Конец года для департамента строительства - время спешного закрытия статистики (и открытия новых станций). После появления почти в одночасье гигантской Солнцевской линии, одна станция, к тому же, на уже действующем перегоне, выглядит скромно, но это не отменяет ее значимости. И конечно же, повода съездить и посмотреть.

Как обычно, пост делится на три части и не содержит ничего, кроме личного мнения (если кто-то вдруг подумает иное).

1. Местоположение и генплан

Кажется, тенденция открывать станции в чистом поле для белочек и застройщиков начала уходить - ну или как минимум, разбавляться долгожданными станциями в давно сложившихся районах. Беломорская очень удачно расположена посередине огромного спальника к северо-востоку от Речного Вокзала. И если ранее открывшееся Ховрино задевало жилой массив по касательной, предназначаясь в основном, для пересадок из области (напомню, за МКАДом вечно стоящие Химки, в которых нет ни миллиметра выделенных полос), то Беломорская находится почти в сердце района.

1. Вестибюль, собранный из типовых и ужасно мерзких деталей, но в неожиданной компоновке. Так расстекловка, основной элемент раздражения в проектах навесов, выглядит менее ужасно - и на вход в метро даже можно смотреть издалека, не испытывая чувство омерзения.

Несмотря на первоначальные протесты жителей против метро (даже увенчавшиеся было успехом, но об этом в следующей части), станция уже сейчас весьма популярна: вы можете видеть это на фотографиях, которые мне не удалось снять без огромного количества людей.

2. Строительство

История строительства станции очень веселая (170 страниц подробностей можно прочесть тут) . Когда участок до Ховрино только начинали проектировать, Беломорскую, разумеется, включили в планы. Но местные жители устроили массовую акцию протеста против метро, которое принесет в район шум, толкотню, кучу машин и так далее. Стройкомплекс, в сущности, был не против - ему главное гнать километры в отчетность, а без станции это даже дешевле выйдет - и вычеркнул станцию из проекта.

2. Подземный переход под пешеходной зоной. Вообще организация выходов поражает сказочным (по нынешним меркам) удобством и ужасной тупостью одновременно - но об этом в третьей части.

К счастью, здравый смысл восторжествовал, и станцию опять включили в проект в последний момент, когда тоннели до Ховрино уже были построены. Пришлось расковыривать их и оперативно делать новую станцию как придется. Но на этом бешеный Депстрой решил не останавливаться и открыл Ховрино, не дожидаясь Беломорской: поезда с пассажирами проезжали через открытый котлован, в котором вовсю шла стройка.

Удивительно, но ничего так и не случилось, хотя конечно, так класть болт на безопасность пассажиров, строителей и работников метро еще постараться нужно.

3. Архитектура

3. Спуск оформлен волнистыми фальшпанелями а-ля Деловой Центр. К сожалению, в сечении весьма четко просматриваются прямоугольные ступеньки перекрытия, это сразу нивелирует всё впечатление от неровных, динамичных форм.

Простая на первый взгляд станция на самом деле весьма противоречива и неоднозначна. Когда я только смотрел на рендеры и фотки строительства, я уже зевал и думал, как бы так еще написать про "скучные и правильные" станции, не повторяя большую часть постов. Но реальность оказалась куда интереснее!

Начнем с объемно-планировочного решения. Станция проектировалась в последний момент и поэтому является буквально кладезем артефактов технологии строительства. Центральный зал Беломорской состоит аж из трех разных частей: сначала идет двухпролетный кусок, затем - трехпролетный, а потом вообще две узкие боковые платформы без проходов, как на Лубянке в 1935.

4. Выход со станции - узкий и тесный

Вверх с платформы ведут две эскалаторные группы по два эскалатора в каждой. Это следствие узости расстояния между путями, ведь до последнего момента станции здесь не планировалось.

На верхних уровнях и кроются самые большие эргономические косяки. Все выходы со станции ведут на одну четверть перекрестка. Казалось бы, логично было вывести оба эскалатора в один наземный вестибюль, доведя их с платформы на уровень земли, как на станциях, например, Кольцевой линии. К сожалению, у Мосинжпроекта подземные переходы головного мозга, поэтому на ровном месте получилось самое наитупейшее решение.

План станции с http://forum.nashtransport.ru/index.php?showtopic=41011 (по клику на изображение можно открыть его в большем размере)

Во-первых, для выхода и входа сделали два разных подземных вестибюля — оба довольно тесные и не очень удобные. Во-вторых, из вестибюлей проход идет аж в целый подземный переход. Подземник этот, пожалуй, побил рекорд бесполезности, принадлежавший до того внеуличному переходу под забором на Мантулинской улице — по нему можно перейти разве что пешеходную зону сверху.

Справедливости ради, этому крайне неудобному решению есть оправдания. Во-первых, территория над станцией является «природной и озелененной территорией общего пользования». Да, под строительство метро из нее были изъяты некоторые куски, но их старались сделать как можно меньше, в идеале — до контура лестничных сходов. А представьте себе, сколько природной территории отъел бы здоровенный наземный вестибюль!

5. При создании потолков в вестибюлях явно вдохновлялись натяжными потолками 2000х. Дополнено это великолепие неоновыми трубками, "имитирующими северное сияние".

Во-вторых, кстати о вестибюле. Габариты типового вестибюля «Пятницкого Шоссе» или «Алма-Атинской» — 30х40 метров. Расстояние от ближайшего дома до проезжей части — 60 метров. Совсем не исключено, что со всеми санитарными зонами, инсоляцией и отступами вестибюль бы просто не влез.

Перейдем к эстетике. Она очень неоднозначна: какие-то элементы весьма удались, а какие-то, наоборот, не взлетели. Безусловно, стоит отметить прекрасную цветовую гамму станции, особенно выделяющуюся на фоне Ховрино. Грамотно подобранные цвета и материалы отлично смотрятся не только на рендере, но и вживую.

Первоначальный проект станции. Источник - forum.nashtransport.ru

К сожалению, всё портят упрощения, сделанные в ходе процесса строительства. В основном пострадали отделочные материалы и их расшовка. На омерзительные квадратные панели с толстенными швами невозможно смотреть без боли. Особенно это касается панелей со звездным небом (списанным со станции Toledo в Неаполе): эффект растворения границ станции в космическом пространстве пропал полностью - именно из-за швов.

Также сильно упростили форму зеленого фальшпотолка, раньше волной изгибавшегося по краям, а теперь просто загнутого под углом. Важно понимать, что архитектор здесь часто бывает ни при чем — скорее всего, детали упрощали уже «по живому», силами подрядчиков на местах, так как жестко выбивались из уменьшающейся сметы. Вопрос, почему это вообще приходится делать — сложный, и не для этого поста=)

6. Звездное небо, мозаики, скамейки и так далее. Сравните с рендером выше

Мозаики сами по себе весьма хороши и очень здорово сделаны, но к сожалению, они несколько диссонируют с общим оформлением, выполненным с явным стремлением к современному минимализму в широком его понимании.

Благодаря разному конструктивному исполнению частей станция выглядит очень пластичной и разнообразной - это не просто унылая кишка, а куча отличающихся друг от друга объемов. К сожалению, при всем старании архитекторов, обратную сторону разнообразия преодолеть удалось не полностью - перронная часть распадается на ряд слабо связанных друг с другом отдельных помещений. Большой вклад в это, кстати, вносят мозаики, благодаря которым одна часть станции сильно отличается от остальных.

7. АААААА короб проводки! Ну неужели нельзя было спрятать в колонну?

Из мелочей - скамейки под мозаиками - одни из самых удобных, которые я тестировал в метро за последнее время, а круглая стела довольно неплохо вписывается в интерьер (чего не скажешь, например, о Кузнецком Мосте).

В общем и в целом, можно сказать, что станция получилась "средней" - но это не та серая среднесть, как на, скажем, Бутырской, а результат множества интересных решений, как удачных, так и не очень. Скучной ее назвать точно нельзя - так что можно поздравить метрополитен с еще одной необычной станцией (а вас, дорогие читатели — с наступающими праздниками!)


Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened