Category:

Мотрисы как отдельный вид искусства

Что мы представляем себе, когда слышим словосочетание «пригородный поезд»? У живущих в столицах в сознании практически сразу возникает образ не очень чистой и не очень новой электрички вагонов этак в 9-12. В принципе, они правы — подобные поезда перевозят более 80% пассажиров пригорода в России.

Несложно догадаться, что в провинции на электрифицированных линиях всё примерно тоже самое, только поезда чуть короче. Но что возит людей на маршрутах без электрификации?

Здесь и далее фото с trainpix.org.  ЭР2К-697 Россия, Калининградская область, перегон Калининград-Северный — Чкаловск-Западный. Автор: Denis. 3 мая 2009 г. Источник: https://trainpix.org/photo/8178/
Здесь и далее фото с trainpix.org. ЭР2К-697 Россия, Калининградская область, перегон Калининград-Северный — Чкаловск-Западный. Автор: Denis. 3 мая 2009 г. Источник: https://trainpix.org/photo/8178/

Помимо распространенного варианта в виде тепловоза с сидячими/общими вагонами, на тепловозных линиях существуют и свои, тепловозные варианты электричек — дизель-поезда. В чем-то они похожи на своих электрических собратьев, а в чем-то радикально отличаются. В сегодняшнем посте речь пойдет о двух из них: уходящей мотрисе АЧ-2 и новом (уже не таком новом) модном рельсовом автобусе РА-1.

Общие предпосылки создания

Тепловозные линии, конечно, бывают достаточно напряженными — длине и количеству вагонов в белорусских дизель-поездах позавидовали бы многие маршруты электричек. Однако, как правило, специфика дизельных линий абсолютно иная: это малодеятельные однопутки, пассажиропоток на которых совсем небольшой.

АЧ2-087 Россия, Московская область, перегон Купавна — Железнодорожная. Автор: Artem Soldatov. 15 июля 2017 г. Источник: https://trainpix.org/photo/200846/
АЧ2-087 Россия, Московская область, перегон Купавна — Железнодорожная. Автор: Artem Soldatov. 15 июля 2017 г. Источник: https://trainpix.org/photo/200846/

Собственно, ниже мы и будем сравнивать самые маленькие автомотрисы, состоящие всего лишь из одного самоходного вагона стандартной длины — куда уж короче! Итак, в гостях у нас две автомотрисы — чешская импортная АЧ-2 и вполне себе отечественный мытищинский РА-1.

АЧ-2

Автомотриса АЧ-2 выпускалась чешским заводом Vagonka Studénka в 1987 — 1990 годах. Мотриса поставлялась только в Россию, всего было изготовлено 122 экземпляра. Впрочем, за всем этим вы можете сходить в википедию или на трейнпикс, а я лучше расскажу небольшую историю завода-производителя.

АЧ2-032 Россия, Карачаево-Черкесия, перегон Ураковская — Эркен-Шахар Автор: Stef 22 апреля 2011 г. Источник: https://trainpix.org/photo/21326/
АЧ2-032 Россия, Карачаево-Черкесия, перегон Ураковская — Эркен-Шахар Автор: Stef 22 апреля 2011 г. Источник: https://trainpix.org/photo/21326/

Завод в Студенке (на немецком Staudinger) был открыт ровно в 1900 году. История до Второй мировой войны его настолько же продуктивна, насколько и неинтересна нам: из ворот завода исправно выходили как грузовые, так и пассажирские вагоны в больших количествах.

В 1945 году завод отобрали у Рингхоффера и национализировали, включив в гигантский холдинг Татры, которая выпускала всё, от грузовиков до трамваев. За короткий срок, помимо пассажирских и грузовых вагонов, выпускавшихся тысячными партиями для всей Европы и СССР, Вагонка Студенка начала производство легендарных автомотрис М 131.1 (тип 801).

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Den_dětí_v_Braníku,_motorový_vůz_801.jpg
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Den_dětí_v_Braníku,_motorový_vůz_801.jpg

Модель очень скоро стала самой массовой мотрисой на железных дорогах Чехословакии. Небольшая, комфортная как для коротких, так и для продолжительных поездок, с возможностью работы по СМЕ и с прицепными вагонами, тип 801 отлично зарекомендовала себя и работала вплоть до конца 80х.

С тех пор всевозможные мотрисы, а также трамваи и вагоны для интерурбанов стали весомой частью продукции завода. Тип 801 скоро сменился типом 820, затем 830 и так далее. Новые мотрисы несколько подросли в габаритах и оснастились более современным оборудованием, но особое внимание я бы хотел обратить на потрясяющий их дизайн.

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:CZ_Class_820#/media/File:Mouchnice_station.JPG
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:CZ_Class_820#/media/File:Mouchnice_station.JPG

Вообще, чешский техдизайн находился тогда на очень высоком уровне. Мы до сих пор восторгаемся формами трамваев «Татра» различных модификаций, а их удачное эргономическое и технологическое решение делает их на удивление долговечными — еще ни в одном городе России вагоны Т3 не списали полностью, даже в Москве.

С мотрисами была похожая ситуация — их дизайн, как внешний, так и интерьеров, настолько крутой и запоминающийся, что мотрисы стали ярким символом чешских железных дорог вообще.

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:CZ_Classes_850_and_851#/media/File:M286.1032_(Os_10903_),_Tovačov_-_Kojetín,_19.08.2018_-_Flickr_-_miroslav.volek.jpg
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:CZ_Classes_850_and_851#/media/File:M286.1032_(Os_10903_),_Tovačov_-_Kojetín,_19.08.2018_-_Flickr_-_miroslav.volek.jpg

Мотрисы выпускались в огромных количествах (по 100-200 и более на тип), но предназначались преимущественно для чехословацких железных дорог. Поставки за границу, в Румынию и Россию начались позже. Помимо замечательных обтекаемых мотрис, в конце 60х Студенка произвела еще некоторое количество не менее винтажных электричек типа 475.1 и 475.2:

Источник: https://cs.wikipedia.org/wiki/Elektrické_jednotky_451_a_452#/media/File:Milovice,_elektrická_jednotka_EM_475._1.jpg
Источник: https://cs.wikipedia.org/wiki/Elektrické_jednotky_451_a_452#/media/File:Milovice,_elektrická_jednotka_EM_475._1.jpg

Но вскоре на смену округлым 1970-м пришли угловатые 80-е. Первым делом это отразилось на внешнем облике, как ни странно, не мотрис, а электричек. Тип 560 радикально отличался от всего того, что ездило по дорогам Чехии в то время:

Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fc/Jednotka_560_v_Brn%C4%9B.jpg/800px-Jednotka_560_v_Brn%C4%9B.jpg
Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fc/Jednotka_560_v_Brn%C4%9B.jpg/800px-Jednotka_560_v_Brn%C4%9B.jpg

За ними вскоре последовал и дизельный подвижной состав. Автомотрисы типа 810 производились с 1975 по 1986 год на замену типу 801, и в количестве 600 с лишним штук до сих пор составляют основу парка самоходных вагонов Чешских железных дорог. Дизайн их первоначально был не таким угловатым, как у электричек, но со временем и модернизациями отнюдь не «круглел».

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:CS_Class_M_152.0#/media/File:M152.0604_Martinice-v-Krkonoších-DSC0810.jpg
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:CS_Class_M_152.0#/media/File:M152.0604_Martinice-v-Krkonoších-DSC0810.jpg

Собственно говоря, автомотрисы АЧ2 — прямые наследники типа 810, с учетом, конечно же, советской специфики. Вагонка Студенка была тогда в апогее своего развития, поставляя мотрисы не толко для обширного чехословацкого рынка, но и в Венгрию с Алжиром, а прицепные вагоны отправлялись даже в Индию!

122 автомотрисы — небольшая для Студенки того времени партия — были произведены и отправлены в Советский Союз как один из многочисленных заказов. Поступили они преимущественно на Московскую железную дорогу, хотя некоторые экземпляры ходят и в других регионах России и даже в союзных республиках.

BZMOT - венгерская модификация типа 810 и герой следующей части нашего рассказа - отечественный РА-В, венгерская модификация РА-1. Венгрия, медье Чонград, станция Сентеш. Автор: Михаил Кульгейко Дата: 23 августа 2014 г.
BZMOT - венгерская модификация типа 810 и герой следующей части нашего рассказа - отечественный РА-В, венгерская модификация РА-1. Венгрия, медье Чонград, станция Сентеш. Автор: Михаил Кульгейко Дата: 23 августа 2014 г.

Несмотря на богатое наследство, АЧ-2 мало напоминает своих чешских собратьев. Возможно, это обусловлено спецификой технического задания, разработанного МПС СССР, возможно — чем-то еще. Однако, точно можно сказать, что дизайн и эргономика этой модели заслуживают особого внимания.

 АЧ2-026, АЧ2-031, АЧ2-004 Россия, Ставропольский край, депо Минеральные Воды. Автор: Stef. Дата: 1 апреля 2007 г. Источник: https://trainpix.org/photo/44553/
АЧ2-026, АЧ2-031, АЧ2-004 Россия, Ставропольский край, депо Минеральные Воды. Автор: Stef. Дата: 1 апреля 2007 г. Источник: https://trainpix.org/photo/44553/

Автомотриса — это, как мы могли заметить выше, — не просто одновагонная электричка. Для нее не критичен вопрос переполнения в час пик, навряд ли жители деревень, через которые проходит неэлектрифицированная линия, заполнят ее даже по сидячим.

АЧ-2 — это такой островок цивилизации, призванный провезти своих пассажиров с комфортом сквозь раскинувшиеся на десятки километров леса и поля, между которыми изредка попадаются небольшие деревеньки. Пассажиры здесь более требовательны к поездке, чем обычные подмосковные коммьютеры — зачастую они едут компанией, которую надо посадить с удобством (ехать-то не 15 минут), везут с собой объемный багаж (который надо куда-то положить), а за время пути непременно захотят сходить по нужде (и автомотриса — зачастую, единственное публичное место, где это можно сделать в радиусе сотен километров вокруг).

 АЧ2-013 Россия, Чувашия, станция Чебоксары. Автор: Щукин Д. Дата: 30 декабря 2010 г. Источник: https://trainpix.org/photo/81686/
АЧ2-013 Россия, Чувашия, станция Чебоксары. Автор: Щукин Д. Дата: 30 декабря 2010 г. Источник: https://trainpix.org/photo/81686/

И надо отдать должное чешским конструкторам — всё это они умудрились весьма компактно и удобно разместить в одном-единственном вагоне. Простота, ясность и рациональность компоновки АЧ-2 поражают.

Вход в АЧ-2 осуществляется через единственную дверь примерно по центру. Она достаточно широкая, чтобы войти с багажом и с комфортом, и достаточно узкая, чтобы быть одностворчатой. Внутри нас ждет тоже непривычно узкий по меркам электричек тамбур; впрочем, излишняя ширина и не нужна для такого количества пассажиров.

Источник: цжд.рф/ач2
Источник: цжд.рф/ач2

Тамбур делит пассажирскую часть мотрисы пополам. С обоих сторон от него расположены два пассажирских салона. Один примыкает к машинному отделению, другой — сразу к служебному тамбуру. Да, в АЧ-2 поместились и служебные тамбуры!

За машинным отделением также расположен служебный тамбур и кабина. В прилегающем отсеке ехать более шумно, чем в «безмоторном», поэтому основная масса пассажиров устремляется в последний. В этот же отсек выходит и корпус туалета, входная дверь в который предусмотрительно сделана в тамбуре.

АЧ2-030 Россия, Ростовская область, станция Ростов-Главный Автор: rustransport Дата: 14 мая 2014 г. Источник: https://trainpix.org/photo/164210/
АЧ2-030 Россия, Ростовская область, станция Ростов-Главный Автор: rustransport Дата: 14 мая 2014 г. Источник: https://trainpix.org/photo/164210/

Как видите, все гениально просто. Детали салона тоже восхищают своей продуманностью: дверь в тамбур со стеклом во весь рост и «купейной» ручкой, гладкие формы торцов сидений, плафоны сверху, стеновые панели, слегка наклоненные и с выпуклостью на уровне колена...

Немного портят впечатление только урны, расположенные в подлокотниках кресел ближнего к тамбуру отсека. Наверное, не очень приятно сидеть на кресле с урной под рукой. Но все остальное с лихвой окупает этот маленький недостаток.

АЧ2-121 Россия, Брянская область, станция Брянск-Орловский Автор: Bahnbryansk Дата: 26 января 2010 г. Источник: https://www.trainpix.org/photo/24310/
АЧ2-121 Россия, Брянская область, станция Брянск-Орловский Автор: Bahnbryansk Дата: 26 января 2010 г. Источник: https://www.trainpix.org/photo/24310/

К сожалению, уже через год всем автомотрисам стукнет 30, а значит, они уйдут из жизни на порезку. Собственно, мытищенский РА-3 уже готовится им на замену.

РА-1

Кстати о Мытищах. В конце 90х начали массово выбывать из строя венгерские поезда Д1; параллельно с этим оказалось, что таскать один-два вагона тепловозом, как это массово практиковалось на множестве неэлектрифицированных линий, дороговато.

 РА1-0001 Россия, Ярославская область, перегон Молот — Тенино Автор: Селивановский Николай Дата: 16 сентября 2009 г. Источник: https://trainpix.org/photo/69446/
РА1-0001 Россия, Ярославская область, перегон Молот — Тенино Автор: Селивановский Николай Дата: 16 сентября 2009 г. Источник: https://trainpix.org/photo/69446/

Разработкой нового подвижного состава — отчественной мотрисы, на которой не стыдно и можно не только путейцев возить — занялся, как ни странно, Метровагонмаш. В отличие от Вагонки Студенки, до этого завод долгое время занимался выпуском исключительно вагонов метро, в крайнем случае, трамваев, и железнодорожных автомотрис в его портфолио не значилось.

Собственно, первый его рельсовый автобус — РА-1 — очень сильно напоминал флагманский тогда метропоезд «Яуза». При чем, напоминал настолько, что на опытном рельсовом автобусе была установлена метрошная автосцепка Шарфенберга и не предусматривался выход на низкие платформы вообще.

 РА1-0001 Россия, Санкт-Петербург, станция Санкт-Петербург-Витебский Автор: SHOMAS4416 Дата: 1997 г. Источник: https://trainpix.org/photo/172636/
РА1-0001 Россия, Санкт-Петербург, станция Санкт-Петербург-Витебский Автор: SHOMAS4416 Дата: 1997 г. Источник: https://trainpix.org/photo/172636/

Дизайн рельсового автобуса тоже мало отличался от Яузы, разве что, отсутствием трапа в носовой части, гофрами и количеством дверей. Даже прожектор на него привесили позднее, в депо.

Серийные рельсовые автобусы уже имели отличную, более приспособленную для работе на ж/д маску кабины — с прожектором и яркими большими фарами, форточки на окнах (в случае неполадок с принудительной вентиляцией) и две двери по бокам от единого салона, как на обычных электричках.

РА1-0004 Россия, Москва, станция Перово-II Автор: ed4mk0089 Дата: 1 апреля 2019 г. Источник: https://trainpix.org/photo/243994/
РА1-0004 Россия, Москва, станция Перово-II Автор: ed4mk0089 Дата: 1 апреля 2019 г. Источник: https://trainpix.org/photo/243994/

В целом, рельсовый автобус вышел удачным — но всё познается в сравнении! В отличие от специально спроектированной под нужды малодеятельных пригородных маршрутов АЧ-2, РА-1 выглядит как маленькая одновагонная электричка — что не совсем правильно, на мой взгляд.

Во-первых, совершенно непонятно, зачем в рельсовом автобусе две широченных двухстворчатых двери (и два тамбура, соответственно). Это усложняет остановку и повышает требования к длине платформы (в случае с АЧ-2 это могла быть одна бетонная плита, РА требует минимум две), при этом совершенно никак не влияя на скорость посадки-высадки двух бабок и условной тележки/козы.

РА1-0015 Россия, Башкортостан, станция Салават Пригородный поезд 6824 Стерлитамак — Кумертау Автор: sergey1998 Дата: 8 августа 2017 г. Источник: https://trainpix.org/photo/202572/
РА1-0015 Россия, Башкортостан, станция Салават Пригородный поезд 6824 Стерлитамак — Кумертау Автор: sergey1998 Дата: 8 августа 2017 г. Источник: https://trainpix.org/photo/202572/

Во-вторых, и, наверное, в самых главных — в автобусе нет туалета! В условиях, когда вместимость вагона не так критична, поставить туалет вместо 4-8 сидений вполне можно было бы.

Также не очень здорово вышло с расположением двигателя. Привычный к электрическим моторам Метровагонмаш размещает его под полом (благо он маломощный и по этой причине небольшой). С одной стороны, это позволило сократить длину вагона, но с другой — создало массу неудобств в обслуживании и, вкупе с расположением тамбуров, не дало возможности организовать «тихий» салон для пассажиров. Двигатель всегда ощутимо урчит под полом.

Салон РА1-0076. Источник: http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=137820
Салон РА1-0076. Источник: http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=137820

Для машинистов не предусмотрены служебные тамбуры (нужно выходить через пассажирские двери), в общем — конструкция довольно аскетичная. Стоит подчеркнуть, что большая часть недостатков выходит из того, что РА-1 слишком похож на метровагон, ну и на вагон электрички — которые призваны перевозить совсем других пассажиров и в других условиях.

Несмотря ни на что, модель все же получилась крайне удачной — покупкой рельсовых автобусов заинтересовалась Венгрия и даже родина «мотораков» — Чехия. После плодотворного сотрудничества с обеими странами на свет появился РА-2, в котором большинство недостатков было исправлено. Но это уже совсем другая история...


promo spjasshka май 4, 2018 17:58 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened