Categories:

Смоленск

Съездить в Смоленск я хотел достаточно давно. Началось все с того, что я набрел на журнал kod4k , урбаниста, городского активиста и большого патриота своего города, в чьем живом журнале можно найти красочные описания многих городских проблем.

Затем был курс истории русской архитектуры со странной историей путешествующей Смоленской школы домонгольского периода, успевшей построить храмы почти по всей Руси, а недавно у меня появилась и знакомая оттуда. Слишком многое связывает с городом: надо ехать!

Традиционно пост делится на три части и не содержит ничего, кроме субъективного мнения автора.

1. Местоположение и генплан

01. Вид от крепостной стены на Крестовоздвиженскую церковь
01. Вид от крепостной стены на Крестовоздвиженскую церковь

Смоленск по своему строению — достаточно типичный среднерусский город. Но это вовсе не делает его неинтересным! Типичность здесь — это не одинаковость, а, скорее, вписанность в определенный шаблон, не отменяющая важные вариации внутри него. Так наличие одного носа, двух глаз и волос на голове не делает всех людей скучными и похожими друг на друга.

Вариативность Смоленска проявляется в его компактности и рельефе. Город не так сильно разрезан рекой, как, например, Нижний; его части не отстоят на километры друг от друга, разделенные промзонами, лесами и оврагами.

Сам по себе он состоит из всего трех районов: Ленинский (центр и запад), Промышленный (Восток) и огромный, но находящийся несколько в стороне Заднепровский. Если с первыми двумя все, в принципе, понятно, то третий занимает довольно интересное положение, обладая благодаря этому противоречивым и сложным значением в городе.

В Смоленске, по существу, есть два центра: один — классический, раскинулся вокруг площади Ленина, с администрацией, парочкой исторических зданий (оставшихся после бомбежек), парком, кинотеатром и так далее. Он находится  далеко на левом берегу реки, никаким Заднепровским районом там и не пахнет.

02. Пешеходная улица в центре Смоленска
02. Пешеходная улица в центре Смоленска

Второй центр чем-то похож на район Северного вокзала в Калининграде, но он менее деловой и более торгово-транспортный. Там расположен один из двух ТЦ в городе, рынок на Колхозной площади, автомобильный и железнодорожный вокзал, автостанция и тому подобное. И он-то как раз раскинулся на узкой полоске земли между Днепром и железной дорогой Москва-Минск.

За ж/д линией начинается глухой и самобытный смоленский спальник, Заднепровье в классическом понимании этого слова. Такой интересный баланс центров и окраин, остро конкурирующих друг с другом за значимость, честно говоря, я встречаю впервые.

03. Площадь перед вокзалом
03. Площадь перед вокзалом

2. Транспорт

Транспорт Смоленска с московской точки зрения... скучный! Объясняется это весьма просто: слишком уж он похож на столичный.

Вот простой пример: трамвай в городе не то что бы сильно любим, но пользуется определенным вниманием администрации. В парк понемножку, но регулярно закупаются новые вагоны, старые же выбывают из инвентаря и списываются. В результате вместо ушатанных, но столь интересных гробов КТМ-5 по городу ездят вполне «обычные» на московский взгляд КТМ-8, КТМ-19 и даже «Морковки» КТМ-23.

04. КТМ-23 на улице Багратиона
04. КТМ-23 на улице Багратиона

В довершение всего, в последние несколько лет парк сильно пополнился б/у вагонами из той же самой Москвы. Дело доходит до абсурда — с вокзала в гостиницу нас увозил тот самый трамвайный вагон, на котором несколько лет назад я ездил по родному 24 маршруту в Москве.

Автобусы и троллейбусы (последние — в меньшей степени) не сильно отличаются в данном вопросе от трамваев, но о них позже.

05. КТМ-23 на Рославльском кольце
05. КТМ-23 на Рославльском кольце

Трамвай в Смоленске существует давно. В какое-то время развился до весьма экстенсивного состояния, с 12 маршрутами и 120 вагонами на линии, но в нулевых город последовал за модной тогда тенденцией сворачивания трамвайного движения.

Была демонтирована линия по главной улице города — Большой Советской, одностороннее кольцо в центре и еще одно ответвление на юг. Количество маршрутов сократилось до четырех. К счастью, топология сети хоть и ухудшилась, но не критично, и трамвай по прежнему выполняет основные перевозки.

06. КТМ-8М и странные парковочные карманы
06. КТМ-8М и странные парковочные карманы

В отличие от многих городов, парк вагонов обновлялся много, и, что самое главное — систематически и регулярно, а не отдельными подачками. «Старые» трамваи не списывают преждевременно, но действительно отслужившие свой срок машины заменяют без проволочек на новые.

Насколько хорош в городе парк вагонов, настолько же плохи пути. Отдельные отремонтированные участки перемежаются такими путями, по сравнению с которыми московский трамвай покажется бархатным.

07. Стыки, которые мы заслужили
07. Стыки, которые мы заслужили

К счастью, ремонты путей идут хоть и не ударными темпами, но тоже планомерно. Например, сейчас в городе ремонтируют самый ужасный участок на проспекте Гагарина, для чего даже запустили сцепы трамвая попка к попке вот такого типа.

К сожалению, качество ремонта не всегда хорошее: если на вокзальном путепроводе уложены настоящие чешские стрелки, пожалуй, единственные нормальные стрелки в России (ну, теперь уже и в Питере на Чижике есть), то проспект Гагарина ремонтируется максимально халтурно.

08. А это пути на соседней ул. Тенищевой. Сейчас на этом месте уложена стрелка для оборота "тяни-толкаев"
08. А это пути на соседней ул. Тенищевой. Сейчас на этом месте уложена стрелка для оборота "тяни-толкаев"

Вот так поживает смоленский трамвай. Давайте же перейдем к другому электротранспорту — троллейбусам!

Если в Заднепровье заходит два маршрута трамвая (а за вокзал идет лишь один), то абсолютно все 4 троллейбусных маршрута в Смоленске расположены на «передднепровской» стороне. Минуя центр, они подвозят жителей города из спальных районов к промышленным территориям.

09. Смоленский троллейбус
09. Смоленский троллейбус

Система достаточно маленькая и неразветвленная. Троллейбус Смоленска — последний, открытый при СССР. Несмотря на то, что в нулевые система, в отличие от трамвая, бурно развивалась, сейчас ее настиг некоторый застой (опять же, в строгом соответствии с «модой» на погромы городского транспорта).

Новые троллейбусы не закупались уже давно, даже по меркам Москвы парк старый. Да и не особенно интересный! Одни ЗиУ и «Допотоптимы».

10. ВЫДЕЛЕНКА ух
10. ВЫДЕЛЕНКА ух

Автобусы в городе живут исключительно за счет б/у Волжанинов из Москвы и пазификации парка некогда больших автобусов. Местное АТП старается держать марку, во всех автобусах, даже самых маленьких, есть автоинформатор, выдаются билеты и даже табло порой работает, но все равно разрыв между сервисом нормальных автобусов и маршруток сокращается стремительно.

Маршрутки в городе достаточно развиты и представляют из себя борзые пазики с постфиксами «н» в номерах.

11. То, как поживают автобусы в городе (и как поживают маршрутки), видно из расписания
11. То, как поживают автобусы в городе (и как поживают маршрутки), видно из расписания

Самое яркое впечатление от Смоленска, к моему огромному сожалению — это не умопомрачительные виды или бесподобный центр города, а беспредел гаишников, железной рукой обеспечивающих «безопасность» на дорогах. Да, ОДД в Смоленске — это самая больная тема.

Начнем с того, что за все время, проведенное в городе, я не встретил ни одного светофора, цикл которого был бы меньше 120 секунд. Мигающие красные «99» на пешеходном сигнале — норма.

12. Некоторое подобие выделенки при выезде с Заднепровья
12. Некоторое подобие выделенки при выезде с Заднепровья

Через весь город проложены широченные магистрали, безраздельно отданные машинам: отсутствие удобных переходов, сплошные заборы и «предупреждающие» пешеходов надписи постоянно давали знать, для кого предназначен город на самом деле.

Пожалуй, напишу об этом отдельный пост, но единственное, что мне понравилось — это мини-выделенки трамвайных путей столбиками и островки безопасности, возведенные здесь в правило (а не как в Москве).

13. Островок безопасности и бесконечный красный
13. Островок безопасности и бесконечный красный

3. Образ города

Город показался мне очень похожим на Москву: нет, не бестолковой тратой средств и не странным менеджментом, а тем неуловимым духом, пронизывающим любые городские детали. Честно сказать, я заскучал: едешь пять часов в Ласточке, а в итоге даже с уверенностью не можешь сказать: а был ли я где-то за пределами МКАДа?

Поэтому вместо того, чтобы схватить целостное впечатление от Смоленска (поверьте, уважаемые московские читатели и те, кто часто бывает в Москве, он вам очень знаком), давайте лучше разберем городские детали.

14. Смоленский вендинг
14. Смоленский вендинг

После беспредела гаишников самые запоминающиеся городские объекты — это вендинговые автоматы. В них продается кофе, а также чай и изредка «киселек». Потолок цен — 25 рублей, в популярных точках за четверть стольника продается весь ассортимент, за пределами вокзалов и центра города цена большинства напитков падает до 15-20 рублей.

Автоматы эти встречаются по всему городу. Когда я говорю «по всему» — это действительно по всему, я видел их в глухих спальниках, промзонах и даже в огромном гаражном коплексе.

15. Максимально сомнительное место для вендингового аппарата
15. Максимально сомнительное место для вендингового аппарата

Так как автоматы стоят не только в приличных местах, они защищены массивной броней из листовой стали, сваренной и окрашенной в оранжевый. Открытые части автомата надежно забраны арматурой с насечками, что не добавляет им привлекательности.

Вкус напитков ниже среднего. Я решил шикануть и заказал «Капучино амаретто» с каким-то там сиропом аж за 25 рублей — и прогадал, еле допил, такая оказалась гадость.

Кстати, много вендинга, транспорта и очень приятного юмора можно почитать в замечательном телеграм-канале (это не реклама, просто я не умею ненавязчиво давать ссылки).

16. Нейминг в Смоленске
16. Нейминг в Смоленске

Смоленск испытал на себе огромное влияние войны. Если в более далеких от западных рубежей городах война прошла молниеносно, то бои у Смоленска всегда были тяжелыми и не оставляли от города камня на камне — в любую кампанию. Город испытывал на себе и все прелести долговременной вражеской оккупации.

Отчасти благодаря этому, отчасти благодаря мирной торговой истории, Смоленск выглядит достаточно мультикультурным (по крайней мере, в прошлом) городом. Костелы, лютеранские кирхи, явно иностранные по виду здания в городе повсеместны.

17. Заброшенный костел и кладбище перед ним
17. Заброшенный костел и кладбище перед ним

Есть в городе и домонгольские церкви и массивная крепостная стена. что казалось бы, должно придавать Смоленску сходство с Псковом. На деле различий оказывается гораздо больше: если Псков словно состоит из храмов и оборонительных колец, создающих городскую структуру и, собственно, городской образ, то в Смоленске эти элементы гораздо менее существенны и важны.

Так, домонгольские храмы расположены на городских окраинах, в облике Смоленска доминируют преимущественно церкви барочные — также по-своему интересные, но лично мне они не близки, увы. Городская стена является менее игнорируемым элементом пейзажа, но она также не повсеместна — порой ее присутствие забывается, чего никак невозможно в Пскове.

18. Один из домонгольских храмов, сохранившихся в Смоленске
18. Один из домонгольских храмов, сохранившихся в Смоленске

Еще один элемент войны — разумеется, мемориалы. Их количество в городе огромно. И нет, это не унылые бюрократические элементы «1941-1945», поставленные для галочки! Каждый памятник, что называется, стоит на крови, повествует о живой и по-настоящему трагической истории места. 

Памятник павшим в конкретных боях на этом самом месте солдатам, жертвам располагавшегося тут же концлагеря, все это случилось здесь, то конкретные исторические события, не просто «война» без детализации — и конечно же, такое воздействует на человека намного сильнее безликих стел.

19
19

Очень интересна архитектура Смоленска ХХ века. До войны в городе успели построить достаточное количество не самых плохих конструктивистских зданий. Дом Парижской Коммуны, гостиница «Смоленск» и так далее.

Но если посмотреть на центр города, то перед вами предстанет безупречный по своей целостности сталинский ансамбль. Как же так вышло? Очень просто! При послевоенном восстановлении города сталинская архитектура «скушала» конструктивизм. И лишь опытному взгляду заметны отдельные странные для сталианса элементы: преобладание горизонтальных членений, асимметричная композиция и так далее — это бывшие конструктивистские постройки.

20. Дом Парижской Коммуны - не был перелицован под сталинку, но стал руинами
20. Дом Парижской Коммуны - не был перелицован под сталинку, но стал руинами

Вот такой город Смоленск. Признаюсь честно — хорошее место, но мне лично показалось уж очень похожим на Москву: уж не знаю, чем. И вроде хватает местного колорита, и вроде куча интересных деталей, а как-то не связалось в единое целое. Возможно, свяжется у вас!


Buy for 10 tokens
Для новых подписчиков стоит напомнить, что у этого блога есть канал в ужасном преступном мессенджере: t-do.ru/spjasshka Помимо само собой разумеющихся ссылок на лонгриды отсюда, там выкладываются краткие заметки из жизни, ссылки на выдающиеся посты, забавные фото про…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened